Публикации
Пашкова Т.В., Родионова А.П.
«Быть» или «не быть» потенциалу в карельском языке (на материале ливвиковского и людиковского наречий)
// Ежегодник финно-угорских исследований. Т.16. № 3. 2022. C. 397–404
Ключевые слова: КАРЕЛЬСКИЙ ЯЗЫК, ЛИВВИКОВСКОЕ НАРЕЧИЕ, ЛЮДИКОВСКОЕ НАРЕЧИЕ, ГЛАГОЛ, ГЛАГОЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ, ПОТЕНЦИАЛ, ВОЗМОЖНОСТНОЕ НАКЛОНЕНИЕ, МОРФОЛОГИЯ, РЕВИТАЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, УНИФИЦИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ, ПИСЬМЕННАЯ ФОРМА
В статье рассматривается вопрос об образовании и употреблении форм возможностного наклонения (потенциала) в наречиях карельского языка. Уделяется внимание двум основным наречиям: ливвиковскому и людиковскому. В исследовании представлены результаты сравнительного анализа утвердительных и отрицательных форм потенциала в вышеназванных наречиях. Особое внимание уделяется показателям потенциала, особенностям использования в сравнительном аспекте. В статье подчеркивается постепенное угасание данной категории в карельском языке. Новизна нашего исследования заключается в том, что до настоящего момента единая литературная форма людиковского наречия до конца не сформирована, и на сегодняшний день это наречие слабо представлено в образовательном пространстве: на нём не ведется планомерное и систематическое преподавание вследствие влияния объективных и субъективных факторов. Отмечается, что в ливвиковском наречии письменная форма активно развивается более тридцати лет. В дальнейшем сравнительный анализ, возможно, поможет решить проблему формирования людиковской новописьменной формы. В процессе работы использовались общенаучные эмпирические (наблюдение, сравнение, описание) и теоретические методы исследования (ознакомление с материалом, оценка основательности предположения), общелогические методы и конкретизирующие их приёмы (индукция и дедукция, анализ и синтез, обобщение, аналогия, системный и структурный подходы). Исследование выполнено с применением сравнительно-сопоставительного и сравнительно-исторического методов. Исходя из того, что ливвиковское и людиковское наречия находятся в наиболее тесном родстве друг с другом, в дальнейшем данный сравнительный анализ можно будет применить при подготовке учебных пособий на людиковском наречии карельского языка. С другой стороны, на основе проведенного анализа в дальнейшем можно будет принять решение по поводу использования (или неиспользования), например, форм перфекта потенциала при обучении вышеназванным наречиям студентов и школьников, поскольку данная форма малоупотребительна, и категория потенциала постепенно угасает.
Индексируется в Web of Science, РИНЦ, РИНЦ (WS)
Последние изменения: 17 марта 2023