Научная деятельность

Профиль "Фольклористика"

Направление подготовки: 45.06.01 Языкознание и литературоведение

Рабочий учебный план и календарный учебный график

Основная образовательная программа

Карта компетенции

Аннотации к рабочим программам



История и философия науки Главная цель освоения дисциплины состоит в том, чтобы:
во-первых: дать представление об актуальных проблемах истории и философии науки, содействуя формированию у обучающихся целостного представления о научном мировоззрении и принципах научного мышления;
во-вторых, познакомить обучающихся с основными философскими проблемами техники и технических наук и способствовать развитию у формирующихся исследователей рефлексии над основаниями конкретно-научных проблем и теоретико-методологических положений.
Основными задачами программы являются:
- ознакомить обучающихся с основными философскими концепциями науки;
- дать анализ основных философских концепций техники;
- стимулировать у обучающихся чувство социальной ответственности и потребность в осмыслении проблем и перспектив развития современной техногенной цивилизации;
- совершенствовать умение обучающихся вести дискуссии, полемику, диалог.
Иностранный язык Данная дисциплина необходима для расширения языковой компетенции в сфере иноязычной культуры профессионального общения и повышения общего культурного уровня.
Дисциплина предусматривает овладение языковой нормой в рамках курса, избирательностью и вариативностью в выборе языковых средств, восприятием иностранной речи на слух, навыками делового общения в рамках выбранного направления
Фольклористика Целью освоения дисциплины является:
1) составить целостное представление о фольклоре как о коллективном традиционном словесном творчестве, интегрированном в бытовые и ритуальные практики возрастной, социальной, этнической группы или народа в целом;
2) сформировать понятие об этапах исторического развития и современном состоянии фольклорной традиции в ее локальном многообразии и межэтнических связях;
3) изучить систему жанров устного народного творчества, особенности их содержания, поэтики, функционирования в рамках традиционной культуры;
4) овладеть фольклористическими методами анализа художественного текста;
5) оценить значение фольклора в становлении мировой литературы и формировании национального своеобразия отечественной литературы и искусства, его роль в современной культуре и повседневном общении;
6) научиться применять полученные знания для решения задач профессиональной (научно-исследовательской, педагогической, проектной, издательской, культурно-
просветительской и иной прикладной) деятельности.
Жанры фольклора Цель освоения дисциплины – сформировать представление о системе жанров русского фольклора.
Задачи: изучить жанровый состав фольклора; выработать умения и навыки анализа фольклорных произведений разных жанров.
Методика полевых исследований Целями освоения программы является:
1) составить целостное представление о возможных методах фиксации фольклорно-этнографического материала;
2) сформировать понятие о носителе фольклорной традиции;
3) изучить современные способы фиксации фольклорно-этнографического материала;
4) овладеть методами хранения и архивации фольклорно-этнографического материала;
5) оценить значение полевых материалов в контексте изучения современной фольклорно-этнографической традиции;
6) научиться применять полученные материалы для решения задач профессиональной (научно-исследовательской, педагогической, проектной, издательской, культурно-просветительской и иной прикладной) деятельности.
Рукописная книжность Карелии Целями усвоения дисциплины «Рукописная книжность Карелии» являются:
1) изучение аспирантом истории полевой археографической работы на территории Олонецкой губернии и Карелии в XIX—XX вв.;
2) получение информации об основных рукописных собраниях олонецкого происхождения в хранилищах Москвы, С.-Петербурга, Петрозаводска и других городов;
3) изучение истории монастырей Карелии как центров книжности в древнерусский период; изучение памятников олонецкой агиографии;
4) изучение старообрядческого движения на территории Карелии в XVII—XX вв., старообрядческой идеологии, истории Выго-Лексинского общежительства, поморской книжности;
5) знакомство с наиболее ценными памятниками рукописной книжности Карелии (Олонецкий сборник заговоров, Палеостровская азбука и др.)
Педагогика и психология высшей школы Изучение курса по проблемам педагогики высшей школы предполагает овладение знаниями о педагогической деятельности. Теоретические знания, которыми овладевают обучающиеся, дают возможность познакомиться с сущностными характеристиками этой деятельности, сформулировать свою педагогическую позицию. Изучение курса способствует пониманию педагогических основ процесса развития обучающегося как будущего профессионала, грамотной организации педагогического процесса в различных типах учебных заведений и его совершенствованию в изменяющихся социально-экономических условиях.
Проблемы изучения эпоса "Калевала" Планируемые результаты обучения по дисциплине:
- готовность использовать для решения конкретных исследовательских задач методы, разрабатываемые разными направлениями современной фольклористики и литературоведения, и интерпретировать полученные результаты этих исследовательских направлений;
- способность к осуществлению комплексного анализа фольклорного текста и текста традиционной культуры;
- владение базовыми навыками сбора и фиксации фольклорной традиции с использованием традиционных методов и современных информационных технологий, навыками идентификации, систематизации форм фольклорной культуры, экспериментальной полевой и архивной работы.
Введение в этнологию Целями освоения дисциплины «Введение в этнологию» являются:
1) ознакомление аспиранта с предметом, понятийным аппаратом этнологической науки, ее главными исследовательскими методами, научными концепциями, наиболее авторитетными гипотезами, современными научными подходами, историей этнологической науки;
2) формирование у аспиранта представлений о современном этническом составе населения мира и основных этапах его становления, об особенностях традиционной культуры народов различных частей света;
3) формирование понимания места этнологии среди других гуманитарных дисциплин.
Задачи дисциплины:
1) сформировать способность ориентироваться в теоретической и фактографической литературе по этнологии.
Методика подготовки, оформления и защиты кандидатской диссертации Целью изучения дисциплины является получение представлений о правовом, методическом и организационном обеспечении подготовки и защиты диссертационной работы, а также формирование компетенций, связанных с эффективным планированием научной работы при подготовке диссертации.
Задачами изучения дисциплины являются:
- Формирование представления об этапах подготовки, написания и защиты кандидатской диссертации.
- Знакомство с рекомендациями по оформлению диссертации, автореферата, основных документов, сопровождающих процедуру защиты работы в диссертационном совете.
- Выработка навыков по формулированию и написанию актуальности, научной новизны, научных положений, практической значимости, достоверности результатов и др.
- Уяснение требований к кандидатской диссертации.
- Приращение уровня научной квалификации, личной компетенции и конкурентоспособности.


Программа педагогической практики

Программа научно-исследовательской практики


45.06.01 Языкознание и литературоведение
Последние изменения: 3 июня 2019