Публикации
Илюха О.П.
Русский учитель в карельской деревне в конце XIX - начале XX века: проблемы инкультурации и адаптации
// Уральский исторический вестник. № 2 (83). 2024. C. 129-137
Ключевые слова: история России, Карелия, межкультурные контакты, история школы, история повседневности, профессиональная адаптация учителя
В настоящей статье ставится задача показать сферы, в которых происходила инкультурация русских учителей в карельском сельском социуме конца XIX - начала XX в., в период быстрого роста этой профессиональной группы. Учителя наряду с другими представителями формировавшейся сельской интеллигенции - священниками, фельдшерами, агрономами, а также работниками сельской администрации составляли этнодисперсную группу русских на территории Карелии. Начинающему учителю, осуществлявшему культрегерскую, цивилизующую миссию, предстояло вписаться в местный социум, добиться понимания и доверия карельских крестьян в целях решения школой задачи укрепления позиций православия, усиления роли русского языка и просвещения карельского населения, завоевания его лояльности путем «мягкой силы» в противовес насильственной русификации. На этом пути реализовывались различные персональные стратегии, полюсами которых можно считать, с одной стороны, дистанцирование от местных жителей, дезадаптацию и социальную деформацию, с другой стороны, рецепцию культурных особенностей карелов и инкультурацию, становившиеся основой процесса адаптации. Принятие местных табу и поведенческих правил, освоение карельского языка, корректировка школьной педагогики с учетом базовых народных представлений о воспитании детей - типичные составляющие социальной и профессиональной адаптации учителя в карельской деревне. С опорой на отчеты учителей и школьных инспекторов, учительские публикации в печати, записки путешественников и другие источники показано, что в быту происходило стихийное, в значительной мере ситуативное заимствование элементов этнической культуры, тогда как в профессиональной сфере передовые педагоги осознанно учитывали местную культурную специфику, результатом чего стала, в частности, корректировка школьного календаря и дисциплинирующих практик в школе.
Индексируется в Scopus, РИНЦ, РИНЦ (WS)
Последние изменения: 15 октября 2024