Публикации
Минвалеев С.А.
Приметы о скорой смерти и представления о переходе в иной мир карел-людиков
// Финно-угорский мир. Т.14. № 3. 2022. C. 304-314
Ключевые слова: КАРЕЛЫ-ЛЮДИКИ, ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ, ЗАГРОБНЫЙ МИР, СМЕРТЬ, ПРИМЕТЫ СМЕРТИ
Автор обращается к религиозно-мифологическим представлениям о смерти одной из малоизученных этнических групп - карел-людиков. Цель исследования - выявить компоненты, из которых складывался мировоззренческий комплекс людиков, связанный с понятиями «душа», «смерть», «иной мир», включая приметы и символы. Материалы и методы. Исследование основывается на архивных и полевых материалах, а также фольклорных текстах, словарях, образцах речи. Основной метод - сравнительно-исторический с применением этнолингвистического подхода. Результаты исследования и их обсуждение. Людики и карелы в целом кончину определяли как акт отделения души от тела (heng lähtöu ‘душа выходит’, heng lendau ‘душа улетает’), который происходит по воле предков (syndyd). С воззрениями финно-угорских народов о существовании второй души-тени у людиков связан термин iče (в начальном значении ‘тень, душа’), а также представление о «родимчике» как предсмертном заболевании. К предвестникам смерти людики относили кукушку, дятла, петуха и курицу, необычное поведение которых (удар в окно, стук в стену дома) служило приметой скоропостижной смерти члена семьи. Русским влиянием можно объяснить христианские представления о том свете - месте воссоединения человека с Богом и православных праздниках как «благоприятных» датах для умирания. Заключение. Как показал комплексный сравнительно-исторический анализ источников по похоронно-поминальной обрядности карел-людиков, в представлениях данной этнической группы о смерти и загробном мире выделяются компоненты прибалтийско-финского происхождения, общие финно-угорские и собственно карельские. При этом влияние славянских представлений о смерти на людиковские в рассматриваемых материалах прослеживается слабо, несмотря на длительность контакта русских и карел-людиков.
Индексируется в РИНЦ
Последние изменения: 1 ноября 2022