Комплексные гуманитарные исследования на Белом море (2004-2006)

Введение

Каменные сложения

Могильники

Доисторические поселения

Петроглифы. Новые открытия

Этнография и архитектура

Быт экспедиции

Природа

Саамы - один из самых древних народов Уральской языковой семьи. Историю и этнографию этого северного народа изучают более 400 лет, однако число загадок, связанных с их происхождением и культурой, почти не уменьшается. Опубликовано довольно много информации (особенно за рубежом) о саамских культово - погребальных памятниках, начиная с их описаний христианскими миссионерами 17 в. до обобщающих работ современных авторов. Исследователи выявили сотни мест, связанных с погребальными обрядами, поклонениями и жертвоприношениями саамского населения в разные периоды их истории. О многих культовых сооружениях сохранились исторические предания и легенды. В основном это были природные объекты: горы, утесы, камни, ущелья, пещеры и гроты, озера, реки, родники, водопады и пороги, мысы и острова. Небольшую их часть составляют искусственные сооружения - жертвенные площадки, деревянные или каменные истуканы - сейды, жертвенные площадки, лабиринты.

Карелия относится к региону, где ранее обитали саамы. Период их проживания здесь был достаточно длительным. Следы саамов сохранились в географических названиях, языковых заимствованиях, фольклоре, письменных и материальных источниках. После ухода саамов с территории Карелии память об их культовых местах оказалась утраченной. Однако сохранились искусственные каменные сооружения, имеющие сходство с саамскими памятниками других регионов. С некоторыми из них (как, например, с объектами на Кузовах) связана устная традиция, указывающая на их саамское происхождение.

До последнего времени на территории Карелии были известны 4 крупных и 2 небольших культовых комплекса, 2 лабиринта и около 10 одиночных сейдов. Крупные комплексы каменных сооружений найдены на вершинах островов Русский и Немецкий Кузов, Большой Жужмуй. Все они локализованы в зонах горной тундры и лесотундры. Основные типы выявленных в Карелии сложений следующие: 1):валун-основа с небольшими камнями под ним или сверху, вертикальные каменные плиты, 2)каменные кучи, 3)овалы, 3)ямы. Первый тип конструкций часто называют сейдом. Сейд по-саамски означает священный камень. Письменные источники приводят разные данные об его облике. Чаще всего это были естественные валуны или скалы, но могли быть и рукотворные сооружения не только из камня, но и из дерева. Датировка каменных сооружений не совсем ясна. Ряд находок каменных орудий поблизости от них указывает на относительно раннее время появления культовых мест, однако большинство исследователей пишет о широких хронологических рамках в пределах 1 тыс. до н.э. - XV в. н.э.

Целенаправленное изучение культовых мест саамов в Карелии осуществлялось в 60-х, начале 90-х гг., затем было продолжено карельскими археологами в совместной экспедиции с коллегами из Скандинавии в 2000-2001 гг. Самым важным их результатом оказалось выявление не известных ранее в Карелии жилищ, синхронных культовым памятникам. В 2002-2003 гг. разведки проводились в юго-восточной и северо-западной части Белого мор на территории, являвшейся белым пятном в археологическом отношении. Они значительно пополнили источниковую базу, были открыты новые культовые и погребальные комплексы. В числе новых открытий - так называемые "каменные ящики", менгиры, ямы в валунных грядах ледникового происхождения, жертвенные площадки, саамское жилище.

Во многих случаях данные объекты сохранились в лучшей степени, чем на архипелаге Кузова, поскольку обследованные районы являются труднодоступными. На Карельском Берегу Белого моря саамские памятники выявлены на о.Тапаруха и Большой Робьяк, а также у о. Сыроватка. Захоронения найдены на о. Бережные Лехлуды и на материке у Сонручья. Это первые погребальные сооружения саамов, найденные в Карелии.

На Бережных Лехлудах зафиксированы 4 конструкции, которые образованы большими плоскими каменными плитами ледникового происхождения и скоплениями камней сверху и вокруг них. В двух таких сооружениях (под плитами) обнаружены части человеческих скелетов. Они просматривались сквозь узкие щели в камнях. Около устья Сонручья к северу от Бережных Лехлуд найдены аналогичные сооружения, в одном из них под плитой также видны человеческие кости. С одной из могил были сняты верхние камни, затем их аккуратно уложили на прежние места (весь процесс фиксировался на видеокамеру, поэтому они сохранили первоначальное положение). В могиле сохранился череп и длинные кости. Сохранность костей в целом плохая

Могильники датировать можно очень приблизительно - эпохой средневековья - 13-15 вв. или, возможно, чуть более ранним временем. Похожие средневековые захоронения под каменными плитами известны в северной Норвегии в Мортенснесе (Варангерфъорд).

(Литература: Н.Н.Харузин. Русские лопари. М., 1890; В.В. Чарнолусский. В краю летучего камня. М.,1972; Ю.В. Визе. Лопарские Сейды// ИАОИРС. Архангельск,1912, №9-10; И.М. Мулло. Памятники древней культуры на Кузовых островах// Археология и этнография Беломорья. Архангельск,1984,с.52-81; Ю.В. Титов. Лабиринты и сейды. Петрозаводск,1976;И.С.Манюхин. Саамы//Археология Карелии,1996, с.342-361; А.Я.Мартынов. Археологические памятники Соловецкого архипелага. Архангельск-Соловки, 2002; И.С. Манюхин, Н.В. Лобанова. Археологические памятники архипелага Кузова// Культурное и природное наследие острово Белого моря. Петрозаводск, 2002, с. 19-31; Н.В.Лобанова. Итоги и перспективы изучения археологических памятников Онежской губы Белого моря// Природное и историко-культурное наследие Северной Фенноскандии. Петрозаводск, 2004; T. Itkonen. Suomen lappalaiset vuotteen1945. Porvoo-Helsinki,1949; I.Zachrisson. De samiska metalldepaerna ar 1000-1350||Archaeology and Environment 3. Umea,1984; Aydhil Schanche. Ceavccageadпi/Mortensnes. Varager Sami Museum, 2002).

Каменная яма. Мыс Пурнаволок
Каменная яма. Мыс Пурнаволок
ѕзРУ. ѕбваЮТ ±ХаХЦЭлХ »ХеЫгФл
ѕзРУ. ѕбваЮТ ±ХаХЦЭлХ »ХеЫгФл
"Лаз" - загадочное сооружение у мыса Пурнаволок
"Лаз" - загадочное сооружение у мыса Пурнаволок
јХЭУШа ЭР ЮбваЮТХ »ЮгиЪЮ
јХЭУШа ЭР ЮбваЮТХ »ЮгиЪЮ
ПЬР (Ю. ВРЯРагеР)
ПЬР (Ю. ВРЯРагеР)
Яма (о. Б. Робьяк)
Яма (о. Б. Робьяк)
Менгиры - сейды (о. Б. Робьяк)
Менгиры - сейды (о. Б. Робьяк)
Саамское жилище (о. Тапаруха)
Саамское жилище (о. Тапаруха)
Сейд (о. Б. Робьяк)
Сейд (о. Б. Робьяк)

 

Последнее  изменение  11 января 2008