Научная деятельность

Профиль "Этнография, этнология и антропология"

Направление подготовки: 46.06.01 Исторические науки и археология

Рабочий учебный план и календарный учебный график

Основная образовательная программа

Карта компетенции

Аннотации к рабочим программам


История и философия науки Главная цель освоения дисциплины состоит в том, чтобы:
во-первых: дать представление об актуальных проблемах истории и философии науки, содействуя формированию у обучающихся целостного представления о научном мировоззрении и принципах научного мышления;
во-вторых, познакомить обучающихся с основными философскими проблемами техники и технических наук и способствовать развитию у формирующихся исследователей рефлексии над основаниями конкретно-научных проблем и теоретико-методологических положений.
Основными задачами программы являются:
- ознакомить обучающихся с основными философскими концепциями науки;
- дать анализ основных философских концепций техники;
- стимулировать у обучающихся чувство социальной ответственности и потребность в осмыслении проблем и перспектив развития современной техногенной цивилизации;
- совершенствовать умение обучающихся вести дискуссии, полемику, диалог.
Иностранный язык Данная дисциплина необходима для расширения языковой компетенции в сфере иноязычной культуры профессионального общения и повышения общего культурного уровня.
Дисциплина предусматривает овладение языковой нормой в рамках курса, избирательностью и вариативностью в выборе языковых средств, восприятием иностранной речи на слух, навыками делового общения в рамках выбранного направления
Этнография, этнология и антропология Цель курса «Этнография, этнология и антропология» - формирование у будущих специалистов исчерпывающего знания о современных теоретико-методологических основах науки о народах мира, навыков самостоятельной исследовательской и экспертной работы, соответствующей современному уровню развития мировой этнологии/этнографии. Курс ориентирован на подготовку высокопрофессиональных специалистов, чья практическая деятельность направлена на обеспечение социальной стабильности и межнационального согласия в современном полиэтничном сообществе России.
Для достижения поставленной цели выделяются задачи курса:
- формирование представления об основных школах и направлениях, изучающих явления этноса и этнической культуры;
- освоение основных понятий, концепций, теорий, описывающих этническое и культурное многообразие современного мира;
- формирование навыков владения инструментарием современных этнографических и этнологических исследований;
- формированию авторской теоретико-методологической позиции, определяющей содержание самостоятельной исследовательской и экспертной работы и соответствующей современному уровню развития мировой этнологии/этнографии.
Введение в этнологию Целями освоения дисциплины «Введение в этнологию» являются:
1) ознакомление аспиранта с предметом, понятийным аппаратом этнологической науки, ее главными исследовательскими методами, научными концепциями, наиболее авторитетными гипотезами, современными научными подходами, историей этнологической науки;
2) формирование у аспиранта представлений о современном этническом составе населения мира и основных этапах его становления, об особенностях традиционной культуры народов различных частей света;
3) формирование понимания места этнологии среди других гуманитарных дисциплин.
Задачи дисциплины:
1) сформировать способность ориентироваться в теоретической и фактографической литературе по этнологии;
2) развивать навыки научного анализа и критического осмысления этнологических концепций и эмпирического материала;
3) сформировать навыки составления комплексной историко-этнологической характеристики отдельных народов.
Этнография народов России Основная цель освоения дисциплины «Этнография народов России» - выяснить степень владения аспирантом знаниями об этнокультурном составе России, без которых невозможна работа над конкретной этнографической темой. Изучаемая дисциплина в конечном счете призвана дать общее представление о народах России, сходстве и различиях между ними по различным параметрам, современных проблемах развития.
Курс ставит перед собой задачу более полного знакомства с этнографией населения России. Изучение проводится с учетом существующего принципа этнографической классификации народов мира (географического, хозяйственно-культурного, языкового, антропологического и религиозного).
Традиционная культура народов европейского севера Цель дисциплины: познакомить обучающихся с традиционной культурой народов Европейского Севера России, выявить ее общечеловеческие, этнонациональные и региональные начала.
Аспиранты в ходе занятий существенно дополняют базовые знания по истории культуры на основе регионального материала. Изучение традиционной культуры собственного народа способствует повышению этнического самосознания обучающихся и, в конечном счете, способствует укреплению этноса, препятствует угрозе его исчезновения.
Педагогика и психология высшей школы Изучение курса по проблемам педагогики высшей школы предполагает овладение знаниями о педагогической деятельности. Теоретические знания, которыми овладевают обучающиеся, дают возможность познакомиться с сущностными характеристиками этой деятельности, сформулировать свою педагогическую позицию. Изучение курса способствует пониманию педагогических основ процесса развития обучающегося как будущего профессионала, грамотной организации педагогического процесса в различных типах учебных заведений и его совершенствованию в изменяющихся социально-экономических условиях.
Культурология Целями освоения дисциплины «Культурология» являются создание системы знаний о культуре, ее многообразии, проблемах функционирования, исторических этапах развития, а также формирование у обучающихся представления о месте феноменов культуры в жизнедеятельности человека. Дисциплина предполагает всесторонний анализ основных тенденций развития культуры, ее психологические, этнические, коммуникативные аспекты, изучение проблем истории религии, аксиологии.
Курс «Культурология» призван помочь аспирантам в освоении основ изучения специфических черт функционирования современной культуры.
Финский язык Целями освоения дисциплины Вводный курс современного финского языка являются следующие:
- подготовить обучающихся к участию в межкультурном общении на финском языке в письменной и устной форме с учётом их будущей профессиональной деятельности;
- способствовать развитию навыков и умений общения на финском языке: понимать текст, уметь отвечать на заданные вопросы, вести беседу;
- научить обучающихся переводу адаптированных текстов сна финский язык;
- обучить обучающихся формулировать базовые высказывания в письменном виде, фиксировать значимую для них информацию;
- сформировать у обучающихся умение строить своё речевое поведение с учётом особенностей культуры и традиций страны изучаемого языка;
- расширить кругозор обучающихся, их информированность и общую эрудированность;
- способствовать личностному самоопределению обучающихся, их социальной адаптации.
Методика подготовки, оформления и защиты кандидатской диссертации Целью изучения дисциплины является получение представлений о правовом, методическом и организационном обеспечении подготовки и защиты диссертационной работы, а также формирование компетенций, связанных с эффективным планированием научной работы при подготовке диссертации.
Задачами изучения дисциплины являются:
- Формирование представления об этапах подготовки, написания и защиты кандидатской диссертации.
- Знакомство с рекомендациями по оформлению диссертации, автореферата, основных документов, сопровождающих процедуру защиты работы в диссертационном совете.
- Выработка навыков по формулированию и написанию актуальности, научной новизны, научных положений, практической значимости, достоверности результатов и др.
- Уяснение требований к кандидатской диссертации.
- Приращение уровня научной квалификации, личной компетенции и конкурентоспособности.


Программа педагогической практики

Программа научно-исследовательской практики


46.06.01 Исторические науки и археология
Последние изменения: 3 июля 2019